gototopgototop
Главная Описание Подбор акустики для домашнего кинотеатра

Главное меню

Анонс

Подбор акустики для домашнего кинотеатра

Как в свое время население планеты потихоньку свыкалось с неизбежностью замены черно-белого телевизионного аппарата на цветной, так и теперь идея домашнего кинотеатра находит путь к сердцам все большего числа телезрителей. И хотя говорить о поголовном увлечении этой идеей еще рано, но заинтересованных сторонников уже достаточно, чтобы было с кем побеседовать на эту тему. Разумно предположить, что многие из тех, кто задумывается или уже решился на театрализацию собственного интерьера, относятся к славной когорте аудиолюбителей.

 

Выбор акустических систем для домашнего кинотеатра.

 

А аудиофилы, как водится, обостренно относятся к восприятию акустического аспекта внешней реальности. С другой стороны, именно аудиофилу, оснащенному но крайней мере минимальным стандартным набором соответствующей аппаратуры (пара колонок, усилитель, проигрыватель), осуществить этот замысел наиболее просто. Если предположить наличие приличного телевизора и Hi-Fi-видеомагнитофона со стереоканалами, то вам остается добыть всего лишь декодирующий процессор (Dolby Pro Logic), пару акустических систем для канала эффектов и центральный громкоговоритель (почетная роль фронтальной стереопары, разумеется, отводится имеющейся домашней акустике).

Набор акустики домашнего кинотеатра

С приобретением сабвуфера можно не торопиться: посмотрите, послушайте, а затем уже решайте... В целом именно на такую аудиторию мы ориентировались, когда задумали тест  акустики домашнего кинотеатра, а точнее тест двух специальных компонентов: центрального громкоговорителя и тыловой пары. "Театральная добавка" к Hi-Fi-системе открывает и новые возможности многоканального звучания, о которых все чаще идет речь в связи с перспективами DVD-источников. К благородным побуждениям относится желание помочь страждущим, к остальным - желание получше разобраться в проблеме оптимального соотношения свойств этих атрибутов домашнего кинотеатра.

Признанным считается подход к подбору акустики домашнего кинотеатра, при котором от всех компонентов требуется максимальное взаимное соответствие параметров (амплитудно-частотные характеристики, особенности тонального баланса, мощность, направленность). При этом порой полагается, что роль классической "хай-файности" как таковой второстепенна. Более того, аудиофильные свойства, например, тыловых громкоговорителей воспринимаются некоторыми чуть ли не как порок (не в смысле, конечно, стремления к полному произволу, но в смысле предъявления к ним специальных требований, среди которых, в первую очередь, выделим необходимость обеспечения ненаправленного излучения).

Подбор акустики для домашнего кинотеатра

Здесь уместно напомнить, что, например, декодер Dolby Pro Logic (DPL) "облегчает" сигнал, предназначенный для тыловой пары, на добрые 13 кГц (фильтр низких частот отсекает высокочастотную область по частоте 7 кГц). С одной стороны, это упрощает задачу выбора акустики для тыла, но с другой - не стоит забывать о надвигающейся лавине DVD с форматом АС-3 (пять полночастотных сигналов в диапазоне 20-20000 Гц), не дающим никаких поблажек акустике. С учетом перечисленных факторов мы сформировали свою концепцию подбора аппаратуры для тестирования акустики для домашнего кинотеатра. Каждый комплект состоит из двух компонентов от одной фирмы: "центр" плюс "тыл".

Близким у тыловой пары и центрального громкоговорителя должен быть энергетический потенциал (номинальная мощность и чувствительность). Жестких требований к соответствию частотных характеристик мы умышленно не предъявляли. Признавались желательными общность низкочастотных возможностей и приблизительное совпадение характерных тенденций изменения чувствительности в области средних и высоких частот. Разумеется, под постоянным контролем находился вопрос ценового соответствия комплекта диапазону $300-450. Приобретая "центр" и "тыл" за такую цену, вы вправе претендовать на получение надежного "театрального" результата в том случае, если дома уже есть полочная ($200-400) или напольная ($300-600) пара акустических систем хорошего качества.

Таким образом, тест охватывает наиболее типичный диапазон цен $500- 1000 на комплекты "фронт+центр+тыл" высокого класса. Тестирование проводилось в два этапа. На первом выполнялись традиционные процедуры измерения частотных характеристик. На одном из графиков представлены характеристики, измеренные на оси центрального громкоговорителя и под углами 45, 90 градусов в горизонтальной плоскости (кроме того, мы контролировали параметры направленности и в вертикальныой плоскости).

Выбор акустики домашнего кинотеатра

Второй график относится к колонкам из тыловой пары. Следующий этап включал просмотр видеофрагментов с акустическим сопровождением Dolby Surround в исполнении тестируемого комплекта. Для воспроизведения были отобраны фрагменты двух типов. Первая группа состояла из тестовых сигналов и специальных фрагментов, предназначенных для настройки многоканального аудиокомплекса, субъективной оценки тональных особенностей звучания, анализа пространственной сгруктуры поля.

Во вторую группу были включены эпизоды из популярных кинофильмов ("Игры патриотов", "Star Track IV", "Охота за "Красным Октябрем"), просмотр и прослушивание которых давал возможность определить значимость нюансов звучания, отмеченных на первом этапе. В декодировании и воспроизведении принимали участие: Hi-Fi-видеомагнитофон ($450), проигрыватель Video-CD ($450), AV-ресивер с процессором DPL ($350); в качестве фронтальной пары по-переменно использовались акустической системой полочного ($350) и напольного ($450) типа, с одинаковым тональным балансом (качество - аудиофильное). От услуг сабвуфера мы отказались.