gototopgototop
Главная Описание Форматы THX-Select и THX-Ultra

Главное меню

Анонс

Форматы THX-Select и THX-Ultra

Внешние отличия THX-Select от THX-Ultra в AV-электронике, скажем, не так заметны, как в акустике. Поскольку именно акустические системы играют решающую роль в звуковой части домашнего кинотеатра, мы посчитали интересным реализовать идеи Джорджа Лукаса на относительно недорогой акустике, сертифицированой в соответствии с заметно более скромными, чем "Ультра", требованиями THX-Select.

 

Стандарты THX-Select и THX-Ultra домашнего кинотеатра.

 

Каково было наше удивление: выяснилось, что "селекты" относятся к, казалось бы, давно забытой нашим покупателем категории дефицита... Разумеется, можно взять, например, американские Atlantic Technology  или   М&К  (первые - редкость, вторые очень интересны, но - дороги); роскошные KEF из Великобритании и стильные комплекты Jamo THX One/Two хорошо известны заинтересованным лицам не первый год... Терпение было вознаграждено, когда в редакции появилась давно анонсированная акустика THX-Select, как говорится, за разумные деньги (весь комплект - менее $2400). Речь идет о продукции от обновленной компании Mordaunt-Short. О "шортах" - чуть погодя, прежде-о помощниках.

Ресивер THX-Select

Чтобы оценить THX-звучание, требуется оснастить дом специфической аппаратурой, которая существенно дороже типичных AV-усилителей и AV-ресиверов. Техника этой категории, как правило, рассчитана на инсталляцию в больших по городским меркам помещениях. "Тиэйчиксовость" предъявляет более жесткие требования к динамическому и частотному диапазонам, выходной мощности усилителей; процессорная часть ко всему прочему должна поддерживать эффективное управление басом, уметь своеобразно модифицировать тембр в речевой области и эквализировать высокие частоты, декоррелировать тыловые сигналы. В последнее время потихоньку растет интерес к звуковым 6.1-форматам Dolby Digital Matrix/DTS-ES. Лукас и их прибрал к рукам: получилась 7.1-конфигурация THX Surround EX, реализованная в рамках THX-Ultra...

Мы решили взять проверенный AV-ресивер Onkyo TX-DS777 за $ 1350, который если и не относится к сверхмодным и дорогущим, тем не менее от Голливуда "добро" на соответствие THX-Select получил. К AV-ресиверу добавили уникальную новинку - DVD-плейер Onkyo DV-S939 из серии Integra ($2950), важно, что эта модель имеет на борту логотип "THX". Интересно, что можно сотворить с цифровым потоком аудиоданных? Ясно одно: есть встроенный Dolby Digital/DTS/MPEG-декодер, поэтому вероятней всего можно помудрить с настройкой линейного сигнала на 5.1-выходе. Вне конкуренции - работа с любыми аудиоформатами (от РСМ 16 бит/44,1 кГц до DVD-Audio 24 бит/192 кГц) плюс прогрессивная строчная развертка при построении изображения.

Никуда не деться от финансовых расчетов. Мы с завидным постоянством толкуем: мол, универсальная AV-система с отличным стерео (Hi-Fi-качество) и отличным кинозвуком - это всегда индивидуальный подход к выбору и серьезные деньги. С учетом затрат на широкоформатный TV-32" (а лучше - ЖК-проектор хотя бы за $3000-4000) итоговая сумма поднялась до десять тысяч. Такова цена "селектов". Утешает то обстоятельство, что на полный комплект THX-Ultra потребовалось бы почти вдвое больше.

Акустическое окружение.

В феврале 2000 года британская Mordaunt-Short, имеющая более чем 30-летнюю историю, после весьма продолжительного затишья, связанного с реорганизацией, сделала внуши-тельное "заявление" в виде 500-серии акустики Declaration. Показательно, что англичане долгое время фактически бойкотировали домашнее кино, однако Declaration, - в первую очередь, именно театральный комплект, при разработке которого авторы стремились   выполнить   все   требования Lucasfilm по разряду THX-Select.

Акустика THX-Ultra

Напомним, что системы указанной категории есть продукт компромисса между жесткими требованиями к звуковому обустройству настоящего кинозала и куда более скромной реальностью домашнего кино, где и акустических колонок поменьше, и объема... Но по всем показателям фронтальная пара MS502 - еще и самый настоящий Hi-Fi. Акустика выполнена на совершенно новых динамиках, оформление закрытое (без фазоинверторов). Эффектные, матово-белые мембраны изготовлены по фирменной технологии Contiiruous Profile Cone (конус непрерывного профиля): полусферичность алюминиевой формы работает на предотвращение изгиба.

Твитер - полимерная основа с алюминиевым покрытием (поверхность также анодирована). Узкая, но увесистая, с жесточайшей двухслойной лицевой панелью MS502 несет на боку 250-мм басовик, разгоняемый 100-ваттным усилителем. У встроенного в каждую колонку сабвуфера предусмотрены высоковольтные входы (Bi-Wiring), линейные вход/выход, переключатель фазы - довольно богатый набор. Есть и нестандартная возможность, которую мы расценили как особую дань THX: у системы - перестраиваемый корректор АЧХ встроенного сабвуфера (Notch Filter). Как известно, в помещении на басах возможно появление окраски, обусловленной резонансными явлениями объема конкретной комнаты.

Корректор работает так: ставите тестовый CD, пара встроенных сабвуферов излучает на шуме басовую полосу частот, а вы контролируете звук любым шумомером, например, "построенном" на компьютерной базе (почему дилеры не везут в Россию недорогие приборчики фирмы Radio Shack?) При обнаружении резонансного пика регулятором Notch Filter плавно настраиваемся на искомую частоту и даем ей ослабление на 6 или 12 дБ (в два-четыре раза). Пусть это - не панацея, но резонанс "пол-потолок", который обычно проявляется на 70 Гц, пригасить удается.

Центральный канал MS504 выполнен симметричным; он предполагает инсталляцию на телевизоре либо под ним, настенный монтаж не предусмотрен. Тыловики - особая статья. Часто вам встречались тыловые колонки в полтора раза тяжелее родного "центра" с корпусом из двух изолированных секций и четырехпроводной коммутацией? Если здесь и экономили, то - осторожно: конструкция получилась нерядовая. Пара мидбасовых динамиков включена в противофазе, образуя диполь с широкой диаграммой направленности, поэтому тыл хорошо рассеивает излучение (одно из требований THX).

Наблюдая звук.

Довольно типична ситуация, когда с приобретением домашнего кинотеатра, как говорится, все только начинается. В том смысле, что требуется масса времени на тонкую подстройку, манипуляции с колонками, задержками и проч... Похоже, "селективность", в первую очередь, проявилась парадоксальной готовностью дать полноценный звук без какого-либо вмешательства извне. В данном случае ничего не пришлось подгонять (ну, или почти ничего): система демонстрирует незаурядные способности с готовностью и сразу. Это наглядное свидетельство качества - не чета рекламной яркости иных AV-систем, которая может изрядно померкнуть даже после непродолжительного знакомства. Звук спокоен, аристократичен, изящен.

Прежде всего обращаешь внимание на общую атмосферу: слитная, восхитительно детальная, прозрачная и свежая. Никаких тональных акцентов; слух не напрягается от переизбытка фонового баса. Если в сцене не предусмотрены НЧ-эффекты, кажется, что бас - в отпуске... Однако через мгновение он - на рабочем месте: лихо отстреливается, обрушивается, взрывается, адекватно реагируя на любые изменения сюжетной напряженности. В подобные моменты удивляет скорость превращения аскетичной "фиделийности" в ослепительную эмоциональность.  Ярким  достоинством является изумительное качество высоких частот.

Середина - она и есть середина, но и здесь в верхней части диапазона очень хорошо заметна склонность к детальности, внимание к самым слабым переменам. Шикарный "центр" буквально вытаскивает со дна динамического диапазона англоязычный шепот даже при включенном русском переводе (нередко на 5-зонных DVD аккуратность его наложения страдает). Самое важное - никаких VIP-ограничений: даже сидя с краю, ничего не теряешь (и это - "достижение" THX). Пространство не поражает гипертрофированным масштабом, однако возникает ощущение, что все помещение   находится   под   звуковым контролем.

Недостаток разудалого размаха на иных театральных эффектах окупается точностью пространственных переходов. Педантичность системы такова, что дифференцирует звукорежиссерскую работу по классам: фильм категории А, В, С... Парный бас немного "задержан" (если говорить об НЧ-глубинах), но чист от нелинейности. Когда надо - массивен. Любопытный фактик: с внешним сабвуфером в 5.1-конфигурации (собственные басовики MS502 отключались) ситуация меняется кардинально. Правда, эксперимент проводился в очень просторной комнате, где встроенному корректору АЧХ делать, в сущности, нечего...